Обучение следовой работе. По материалам журнала “Der Gebrauchshund” Nr. 3/2008,1/2009,2/2009
(фотографии также использованы из журнала)
Наш вид обучения следу –это всего лишь одна из многих возможностей научить собаку успешной следовой работе.
Основа нашего обучения состоит в том, чтобы заинтересовать проводника и собаку следовой работой простыми и понятными способами и содействовать в получении удовольствия от совместной работы.
С самого начало обучения мы ориентируемся на требования Положения по следовой работе.
Цель нашего обучения
Целью нашего обучения является уверенная и самостоятельная работа собаки на следу, которая хоть и спокойно, но тем не менее интенсивно, радостно, с нормальным темпом, аккуратно и настойчиво хочет прорабатывать след. Для своей следовой работы мы определили для себя основные вещи, которые помогают нам достигнуть эту цель:
С самого начала обучения следовой работе мы обращаем внимание на то, чтобы наши собаки учились в определенной мере дисциплине и сдержанности –даже, если обучение следовой работе начинается уже со щенка! Например,
Когда все эти пункты точно соблюдаются уже с самого раннего возраста собаки, мы требуем уже достаточной дисциплины для нормативного следа. Физическое давление в этом случае не должно использоваться. Таким методом мы обучили уже много собак, успешно выступающих как на национальных, так и международных уровнях.
Основной настрой
Настроение для следовой работы как для собаки, так и проводника должно быть спокойное, ровное и сконцентрированное. При нехватке времени, в спешке нельзя идти на след!
Спешка и стресс негативно влияют на учебное состояние и не ведут к желаемому результату: уверенно и самостоятельно работающая следовая собака.
Мотивационный обьект
Мы используем в качестве подкрепления преимущественно еду. Для этого мы используем с самого начала исключительно сухой корм. Наши попытки использования разных кормов привели к тому, что лучше всего подходит корм „Dog Chow”.Его преимущества:
При использовании других видов еды (сосиски, сыр) мы заметили следующие недостатки:
Следовой поводок
Для щенков и молодых собак мы используем приблизительно трехметровый легкий поводок. Если поводок очень короткий, может произойти так, что мы, вследствии того, что идем очень близко, невольно оказываем давление на собаку при ее следовой работе. При слишком длинном поводке часто происходит так, что собака или проводник запутываются в нем в точке старта.Как только мы переходим с обучения к нормативной подготовке, мы используем десятиметровый поводок.
Поводок мы пристегиваем непосредственно к ошейнику. Мы проводим его, как правило, через передние лапы и сбоку от задних ног собаки. Так проводник может идти сбоку от собаки и наблюдать ее работу, не мешая ей. К тому же, посредством поводка, пристегнутого к ошейнику, мы имеем непосредственную связь с собакой.
Собственный и чужой след
По опыту, для собаки нет разницы между собственным следом проводника или чужим следом, если мы учитываем в тренинге некоторые вещи. Мы при начальном обучении и затем в тренинге обращаем внимание на то, что мы всегда кладем различные виды следов, например:
Собака никак не может заучить схему!
Например: правша склонен чаще прокладывать правые углы, что может привести к тому, что собака будет иметь проблемы с левыми углами. Эти проблемы мы обнаруживает тогда, когда собака прорабатывает чужой след.Собственно, причина не в том, что левые углы у собаки вызывают сложности, а в том, что при тренинге собака научилась, что изменение направления из десяти случаев восемь раз прокладывались вправо. Мы так же часто наблюдали, что проводники заканчивали след недалеко от начала следа. Это ведет к тому, что многие собаки ускоряются, как только они занюхали направление начальной точки следа. Поэтому мы четко осознаем –прежде чем прокладывать след –как этот след должен выглядеть и что мы особенно хотим тренировать.
Особенно важно в начальном обучении, что в прокладке следа, а также частоте и месторасположении корма мы ориентируемся на способности собаки. Для этого мы должны знать собаку. Чужому прокладчику в этом случае сложно что-либо сделать.Поэтому мы тренируем чужой след не целенаправленно, а только лишь для контроля.
Прокладка следа
В начале обучения молодой собаки мы прокладываем след всегда так, чтобы один отпечаток следовал точно за другим , без промежутков и не смещенный в сторону. Мы называем такой след «одноколейным».
В ходе дальнейшего обучения мы переходим к тому, что оставляем небольшие промежутки между шагами, но при этом след остается одноколейным, т.е. в одну линию.Длину шагов мы удлиняем в процессе нескольких следов, до тех пор, пока мы не достигнем нормальной длины шагов. Только тогда мы начинаем класть след не одноколейный, а со смещением по сторонам (т.е. влево-вправо). Такой след мы называем двуколейным. Таким способом перехода мы облегчаем собаке обучение желаемому поведению на следу: При одноколейном следе собака двигается непосредственно от одного отпечатка к другому. С опытом собака учится преодолевать промежутки и оставаться уверенной на следу. Будут шаги теперь прокладываться двуколейными, это не прерывает ход следовой работы и собака всегда в состоянии пронюхивать каждый отпечаток. Начинаем мы прокладывать двуколейный след с более маленькими промежутками, мы препятствуем плавной следовой работе, так как собака будет вынуждена искать постоянно вправо-влево- вправо. К тому же может произойти то, что собака будет обыскивать только левые или правые отпечатки.Если мы начинаем сразу со смещенных шагов, то прежде всего щенки и очень молодые собаки поднимают голову и пытаются следующий отпечаток искать рыская туда-сюда или найти его глазами.
(фотографии также использованы из журнала)
Часть 1 от Мелани Крюгер и Бернда Фёри (Melanie Kruger Bernd Fory)
Основы, начальное обучение молодой собаки, поиск на начальной точке, поиск на треугольнике и первый след.Наш вид обучения следу –это всего лишь одна из многих возможностей научить собаку успешной следовой работе.
Основа нашего обучения состоит в том, чтобы заинтересовать проводника и собаку следовой работой простыми и понятными способами и содействовать в получении удовольствия от совместной работы.
С самого начало обучения мы ориентируемся на требования Положения по следовой работе.
Цель нашего обучения
Целью нашего обучения является уверенная и самостоятельная работа собаки на следу, которая хоть и спокойно, но тем не менее интенсивно, радостно, с нормальным темпом, аккуратно и настойчиво хочет прорабатывать след. Для своей следовой работы мы определили для себя основные вещи, которые помогают нам достигнуть эту цель:
С самого начала обучения следовой работе мы обращаем внимание на то, чтобы наши собаки учились в определенной мере дисциплине и сдержанности –даже, если обучение следовой работе начинается уже со щенка! Например,
- Ждать на начальной точке (стоя или сидя), до того, как последует команда «Ищи»
- В конце следа несколько шагов пройти «рядом» с кормом (видимо, дают из руки-примечания переводчика)
- Удерживать собаку на следу, если она потеряла след
- До того, как снова продолжить след, оставаться спокойно лежать на предметах
Когда все эти пункты точно соблюдаются уже с самого раннего возраста собаки, мы требуем уже достаточной дисциплины для нормативного следа. Физическое давление в этом случае не должно использоваться. Таким методом мы обучили уже много собак, успешно выступающих как на национальных, так и международных уровнях.
Основной настрой
Настроение для следовой работы как для собаки, так и проводника должно быть спокойное, ровное и сконцентрированное. При нехватке времени, в спешке нельзя идти на след!
Спешка и стресс негативно влияют на учебное состояние и не ведут к желаемому результату: уверенно и самостоятельно работающая следовая собака.
Мотивационный обьект
Мы используем в качестве подкрепления преимущественно еду. Для этого мы используем с самого начала исключительно сухой корм. Наши попытки использования разных кормов привели к тому, что лучше всего подходит корм „Dog Chow”.Его преимущества:
- Он почти без запаха
- На пашне и на траве он практически не виден
- При сырой погоде он также идеально подходит, так как почти не размокает
- Он нравится большинству собак
- Корм очень хорошо ломается на кусочки
- В отличии от корма круглой формы этот корм треугольной формы и собакм легко его взять, также если он слегка втоптан в поверхность
При использовании других видов еды (сосиски, сыр) мы заметили следующие недостатки:
- Очень интенсивный запах
- Собака учит только сложную связь еды с настоящим запахом следов, так как собственный запах еды очень силен и накрывает запах повреждения поверхности
- У собаки развивается как правило нежелательное поведение поиска, которое приводит скорее к рысканью (как делают собаки, поднимающие дичь-примечание переводчика)
- Они привлекают внимание насекомых, особенно муравьев и ос.
Следовой поводок
Для щенков и молодых собак мы используем приблизительно трехметровый легкий поводок. Если поводок очень короткий, может произойти так, что мы, вследствии того, что идем очень близко, невольно оказываем давление на собаку при ее следовой работе. При слишком длинном поводке часто происходит так, что собака или проводник запутываются в нем в точке старта.Как только мы переходим с обучения к нормативной подготовке, мы используем десятиметровый поводок.
Поводок мы пристегиваем непосредственно к ошейнику. Мы проводим его, как правило, через передние лапы и сбоку от задних ног собаки. Так проводник может идти сбоку от собаки и наблюдать ее работу, не мешая ей. К тому же, посредством поводка, пристегнутого к ошейнику, мы имеем непосредственную связь с собакой.
Собственный и чужой след
По опыту, для собаки нет разницы между собственным следом проводника или чужим следом, если мы учитываем в тренинге некоторые вещи. Мы при начальном обучении и затем в тренинге обращаем внимание на то, что мы всегда кладем различные виды следов, например:
- Иногда протаптываем след сильно, на следующем тренинге более слабо
- Иногда делаем большие шаги, затем опять маленькие
- Иногда отпечатки ставим широко, затем снова узко
- Иногда делаем углы прямо на смене поверхности, затем в середине поверхности
- Иногда прокладываем след с положением ноги, вывернутой наружу, затем с положением ноги, вывернутой внутрь
Собака никак не может заучить схему!
Например: правша склонен чаще прокладывать правые углы, что может привести к тому, что собака будет иметь проблемы с левыми углами. Эти проблемы мы обнаруживает тогда, когда собака прорабатывает чужой след.Собственно, причина не в том, что левые углы у собаки вызывают сложности, а в том, что при тренинге собака научилась, что изменение направления из десяти случаев восемь раз прокладывались вправо. Мы так же часто наблюдали, что проводники заканчивали след недалеко от начала следа. Это ведет к тому, что многие собаки ускоряются, как только они занюхали направление начальной точки следа. Поэтому мы четко осознаем –прежде чем прокладывать след –как этот след должен выглядеть и что мы особенно хотим тренировать.
Особенно важно в начальном обучении, что в прокладке следа, а также частоте и месторасположении корма мы ориентируемся на способности собаки. Для этого мы должны знать собаку. Чужому прокладчику в этом случае сложно что-либо сделать.Поэтому мы тренируем чужой след не целенаправленно, а только лишь для контроля.
Прокладка следа
В начале обучения молодой собаки мы прокладываем след всегда так, чтобы один отпечаток следовал точно за другим , без промежутков и не смещенный в сторону. Мы называем такой след «одноколейным».
В ходе дальнейшего обучения мы переходим к тому, что оставляем небольшие промежутки между шагами, но при этом след остается одноколейным, т.е. в одну линию.Длину шагов мы удлиняем в процессе нескольких следов, до тех пор, пока мы не достигнем нормальной длины шагов. Только тогда мы начинаем класть след не одноколейный, а со смещением по сторонам (т.е. влево-вправо). Такой след мы называем двуколейным. Таким способом перехода мы облегчаем собаке обучение желаемому поведению на следу: При одноколейном следе собака двигается непосредственно от одного отпечатка к другому. С опытом собака учится преодолевать промежутки и оставаться уверенной на следу. Будут шаги теперь прокладываться двуколейными, это не прерывает ход следовой работы и собака всегда в состоянии пронюхивать каждый отпечаток. Начинаем мы прокладывать двуколейный след с более маленькими промежутками, мы препятствуем плавной следовой работе, так как собака будет вынуждена искать постоянно вправо-влево- вправо. К тому же может произойти то, что собака будет обыскивать только левые или правые отпечатки.Если мы начинаем сразу со смещенных шагов, то прежде всего щенки и очень молодые собаки поднимают голову и пытаются следующий отпечаток искать рыская туда-сюда или найти его глазами.